«Надо мною солнце не садится»: обыкновенное чудо якутского кино

В рамках основного конкурса 41 Московского международного кинофестиваля было представлено 13 картин из самых разных уголков Европы и Азии. Приз зрительских симпатий и награду жюри NETPAC получила якутская лента авторства Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». О самом душевном и лучезарном фильме смотра — в материале CINEMOTION.
Живописная республика Саха отнюдь не новая точка на карте фестивального кинематографа — примерно с 10-х годов якутские картины мелькают в программах международных смотров: «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, «Неразгаданная любовь» Михаила Лукачевского, «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, «Мой убийца» Костаса Марсана и другие. Именно якутский фильм покорил жюри прошлогоднего ММКФ — главный приз получила самобытная, наполненная символами картина Эдуарда Новикова «Царь-птица». В этом году представители республики Саха остались без «Золотого Святого Георгия» — жюри 41 Московского фестиваля под предводительством Ким Ки Дука отдало предпочтение злободневной казахской ленте «Тренинг личностного роста». Впрочем, для главного приза картина Любови Борисовой, пожалуй, слишком воздушная и зрительская, что не помешало ей получить награду жюри NETPAC (Network for the Promotion of Asia Pacific Cinema), вручаемую лучшему азиатскому фильму смотра. Кроме того, в активе ленты приз зрительских симпатий: трогательная искренность и искренняя трогательность картины, ее прелестная простота и нежная интонация очаровали любителей кино. «Мы снимали этот фильм именно для зрителя и очень рады, что наша любовь к нему оказалась взаимной», — отметила режиссер и автор сценария Любовь Борисова.
«Надо мною солнце не садится» — само название фильма словно поэзия просторов: оно уносит в ласковые дали, шепчет о надежде, свете и доброте. Съемки картины проходили в самой северной точке Якутии – в Булунском улусе, в селе Найба, расположенном на побережье Хара-Улахской бухты в море Лаптевых. Северные пейзажи ослепительной красоты кажутся очень живыми, буквально осязаемыми — дивные кадры-картины то и дело вкрапляются в изобразительный ряд, оставляя нас наедине с уникальной природой края. Примечательно, что во время съемок стояла феноменально жаркая для региона погода — фильм во всех смыслах получился необыкновенно теплым и солнечным.
В центре истории — типичный подросток Алтан (Иван Константинов), вечно зависающий в айфоне и снимающий вайны на пару с другом. Парнишка буквально живет в виртуальном мире, игнорируя домочадцев в лице отца, мачехи и младшей сестры. Все идет своим чередом, пока реальный мир не напоминает о себе: упитанный, но невоспитанный дядя Миша предлагает отправить юнца на Крайний Север понюхать пороху, то есть поработать на его песцовой ферме — «Нечего дармоеда растить!». Поссорившись с папой, Алтан покидает родные пенаты под умилительно-злорадное дядино «песец тебе»: теперь пилить видео и постить фотки придется с края земли — благо, что интернет провели. Там, где море сливается с небом, Алтан знакомится с добродушным и мудрым стариком Байбалом (звезда «Царь-птицы» Степан Петров). Его единственное желание — быть похороненным рядом с давно почившей женой, о чем он и просит новоиспеченного соседа: старик чувствует, что со дня на день отправится к праотцам. Впрочем, есть у Байбала и заветная мечта — найти пропавшую без вести дочь Надю. Тут на помощь приходит презираемая старшим поколением современная интернет-культура, что весьма симптоматично. Чтобы отыскать Надежду в безбрежном мире, Алтан создает видеоблог об их с Байбалом авантюрах: здесь тебе и ботл флип челлендж, и песни под укулеле, и готовка оладий в условиях Крайнего Севера. Каждое маленькое приключение приближает Байбала к большой мечте, дарит героям неподдельное счастье, и кажется, что солнце жизни старика никогда не опустится за горизонт...
«Надо мною солнце не садится» — очень простая история, с открытым сердцем говорящая о самом сложном и важном: современных идеалах и вечных ценностях, столкновении отцов и детей, поиске себя и обретении счастья, смысле жизни и неизбежности смерти. Отсутствие изощренных метафор и зашифрованных смыслов сообщает картине легкость и искренность — в конце концов «все истины есть в букваре и детской книжке раскраске». Это фильм о том, что нужно ценить каждое мгновение жизни, уметь прощать, слушать свое сердце и не бояться говорить близким важные слова; что человек жив, пока о нем помнят, а все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, — крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь. Эти прописные истины находят трогательное воплощение в картине Любови Борисовой, и мудрые мысли в устах Байбала звучат как-то особенно проникновенно и легко. Вообще, в фильме очень милые диалоги: простые, и забавные, и щемящие — картина получилась упоительно смешной и беззащитно грустной. Встреча старика и юноши, как водится в подобных историях, изменит жизни обоих: Байбал познает премудрости видеоблогинга, исполнит детские мечты и обретет внука, Алтан — поднатореет в охоте и рыбалке, научится радоваться простым вещам и найдет в себе силы помириться с отцом и поговорить с ним о покойных маме и бабушке, а точнее спеть о них песню — такую пронзительную, что соленые брызги моря Лаптевых ощутят на своих щеках даже самые черствые зрители. Между прочим, именно благодаря этой мелодии, по словам Любови Борисовой, родился фильм: прослушав песню композитора Моисея Кобякова, режиссер отметила ее драматургию, и фрагменты пазла в виде литературной основы — повести Николая Лугинова «Каменный мыс» — и придуманной современной истории начали складываться воедино.
Главная звезда картины — колоритный исполнитель роли Байбала Степан Петров — артист народного театра и любимец ММКФ: своим обаянием и непосредственностью он околдовал зрителей и критиков еще на прошлогоднем фестивале, представляя «Царь-птицу». Лицо актера словно воплощает мудрость и таинственность якутских легенд, он будто персонаж загадочной и древней сказки. Любовь Борисова писала сценарий картины именно под Степана Петрова, его личную харизму и природный шарм: «какой он в жизни, такой и в фильме». Индивидуальность юного Ивана Константинова, воплотившего образ Алтана, также была привнесена в сценарий: «Он умеет играть на укулеле, может петь, поэтому все это пришло в фильм, и мне стало легче прописывать характеры», — отмечает Борисова, приоткрывая секрет органики актерского дуэта. Возникшая между артистами химия, безусловно, альфа и омега истории, однако обошлось без импровизаций: каждый эпизод — результат продуманного сценария и грамотной режиссуры. Как справедливо заметил на пресс-конференции Кирилл Разлогов в ответ на замечание журналиста о том, что режиссеру «было мало места в картине», «это — великое искусство режиссуры, если она не видна».
Такое незаурядное мастерство продемонстрировала Любовь Борисова, режиссер-дебютант, в чьей фильмографии история об Алтане и Байбале — двадцать третий по счету фильм. Противоречий в этой арифметике, как ни странно, нет: дело в том, что до того, как занять кресло постановщика, Борисова перепробовала множество кинопрофессий: от хлопушки до монтажера и второго режиссера; а по образованию автор картины экономист, и шесть лет проработала в банке, прежде чем попасть в мир кино. Режиссура ее дебютной ленты тонка и ненавязчива, в ней чувствуется непосредственность и свежесть взгляда, что, впрочем, не помешало критикам найти отсылки к творчеству Кустурицы и Попогребского: «Это, наверное, невольно», — отшутилась на пресс-конференции автор.
Снять простой фильм, попадающий точно в сердце, очень сложно, но Любови Борисовой это, определенно, удалось. Картина получилась милой, лучистой и трогательной, словно детское воспоминание или взгляд любимых глаз. Выходя из кинотеатра, ты чувствуешь жгучую жажду жизни и необъятную любовь ко всему миру, которую может пробудить только искреннее и доброе кино. Пока в тебе живет это хрупкое и в то же время неуязвимое ощущение чуда, — ничего не страшно.
Комментировать